Вы помните то чувство, когда собираетесь с друзьями погрузиться в новое приключение? Сердце бьётся, воображение рисует таинственные леса и опасные подземелья… The Fall of Plaguestone – первое самостоятельное приключение для Pathfinder 2e, когда-то открывшее двери второй редакции. Это Pathfinder 2e adventure с большой буквы: путешествие начинается спокойно, но очень скоро бросает игроков в водоворот загадок и сражений. Но подходит ли этот модуль сегодня, спустя несколько лет? Многие новички спрашивают себя, стоит ли рискнуть с The Fall of Plaguestone в 2025? Давайте разбираться! В этом обзоре мы оценим сюжет, плюсы, минусы и то, насколько дружелюбным к новичкам получился у Paizo. Готовы узнать, станет ли первое приключение Plaguestone Pathfinder 2e вашим проводником в мир Голарион? Или стоит поискать другое вступление? Поехали!
Сюжет без спойлеров: тайны чумного камня

Обложка приключения «The Fall of Plaguestone» задаёт тон истории: ночью на лесной дороге герои отбиваются от свирепых волков, а из тени за ними наблюдает нечто зловещее. События разворачиваются в захолустной деревушке Etran's Folly - Глупость Этрана (она же Plaguestone – «Чумной Камень»), некогда опустошённой эпидемией. Именно в память о той беде на окраине стоит злополучный Чумной Камень – когда-то на него складывали еду и припасы для больных, слишком опасных, чтобы подходить к ним близко. Теперь, двадцать лет спустя, жизнь в деревне еле теплится: вокруг заброшенные дома умерших, населения едва хватает, чтобы вечером заполнить таверну. И вот в эту мрачноватую, но вроде бы тихую обстановку, по воле случая попадают герои – простые путешественники, зашедшие отдохнуть.
Нечего и говорить, что отдых быстро оборачивается хаосом. В The Fall of Plaguestone всё начинается как классическое расследование убийства – murder mystery, – но вскоре перерастает в гонку со временем. Прямо на глазах у героев убивают их спутника, и простое расследование приводит к пугающим открытиям. В лесу рядом с деревней что-то неладно: звери мутировали в чудовищ, растения гниют от таинственной порчи. За каждым углом – новая улика, каждый разговор с местными жителями даёт намёк на более мрачную картину. Запретная алхимия, страшная месть или древнее проклятие? Гадать можно бесконечно, но быстро становится ясно, что если ничего не предпринять, деревню ждёт катастрофа. Героям придётся объединиться и раскрыть все тайны, чтобы предотвратить падение Чумного Камня (буквально). Сюжет умело сочетает детективное расследование в первой половине и напряжённый экшен ближе к финалу – сначала вы ищете ответы в таверне и на фермах, а потом отправляетесь в смертельно опасное логово зла. Без спойлеров можно сказать одно: The Fall of Plaguestone предлагает классическую историю о маленьком городке с тёмными секретами, которая эскалируется до эпичных последствий. Это словно начать вечер с уютной сказки у камина, а закончить в горячем бою с ужасным противником, когда на кону судьба целой деревни.
Достоинства и сильные стороны

The Fall of Plaguestone получил немало похвалы от мастеров и игроков за ряд достоинств:
- Атмосферная история и разнообразие сцен. Модуль предлагает «приземлённый, низкоуровневый сюжет с отличным балансом социального взаимодействия и боя», как отметил один из фанатов. Детективная завязка увлекает – расследование убийства в стиле Агаты Кристи – а затем игра плавно переключается на хоррор-нотки, когда проявляется алхимическая зараза. У приключения «богатый мир и по-настоящему увлекательный сюжет» – история захватывает без лишней эпичности, позволяя новичкам прочувствовать колорит Голариона. При этом в The Fall of Plaguestone есть всего понемногу: загадки, социальные энкаунтеры, ужасные мутанты и классические сражения в подземелье. Как заметил один из игроков, «за нашим столом был настоящий драйв – Plaguestone даёт и расследование, и ролевые возможности, и злодея, которого хочется победить. Было сложно, но очень весело!». Каждый найдёт эпизод по душе, будь то переговоры с угрюмым кузнецом или битва с гигантским кислотным монстром в заброшенных катакомбах.
- Яркие NPC и запоминающиеся моменты. Авторы модуля постарались населить деревню колоритными персонажами. Жители Глупости Этрана – не просто статисты, у многих есть небольшие истории и секреты, которые игроки могут раскрыть. Например, владелица таверны, скряга-мэр, охотница-следопыт – у каждого своя реакция на события. Это оживляет игру и даёт простор для ролевого отыгрыша. «Кампания содержит проработанный состав NPC – и союзников, и врагов, которые делают историю живой», отмечает один из мастеров. Есть даже милые и страшные существа: многие до сих пор вспоминают загадочного огненного «котёнка», встретившегося партии, и харизматичного гоблина по прозвищу Пёрги – эти персонажи легко становятся любимцами игроков. Модуль щедр на такие моменты, когда игроки эмоционально вовлекаются – будь то похороны в тесном сообществе деревни или финальная конфронтация, где ставки ощущаются как никогда высоко.
- Качественные материалы и удобство для ведущего. The Fall of Plaguestone создавался как первое приключение новой системы, поэтому Paizo вложили много сил в его оформление. Результат – «образцовое оформление и ясный текст: отличная вёрстка, удобочитаемость на высоте». Каждая сцена подробно расписана: есть специальные блоки-подсказки для ГМа, заметки о том, как вести расследование, какие умения задействовать у игроков. Даже неопытный ведущий не потеряется. В обзорах отмечают «чёткие описания запоминающихся NPC и яркие локации, что даёт крепкую основу для ведения первой игры». Отдельной похвалы заслуживают карты и иллюстрации. В книге множество красивых артов: почти каждый важный NPC имеет портрет, монстры и боевые карты отрисованы – все это радует глаз. «Атмосферные арты монстров и персонажей – просто великолепны, их хочется распечатать и показывать игрокам», пишет рецензент. Карты сражений тоже на уровне: «полноцветные, детализированные карты, которые легко представить на столе». Для ценителей визуала The Fall of Plaguestone – настоящая находка, добавляющая глубину погружения в игру.
- Отличное введение в правила PF2e. Несмотря на репутацию сложного модуля (о трудностях ниже), Plaguestone задуман так, чтобы познакомить с ключевыми особенностями Pathfinder 2e. Приключение понемногу демонстрирует разные грани игры: и трехступенчатую последовательность хода, и систему навыков с "проверками восприятия" для расследования, и применение медицины, и крафт эликсиров. Темп развития тоже рассчитан на новичков: сражения сначала проще, потом сложнее – «уровень сложности нарастает постепенно, давая игрокам освоиться, и каждая роль получает шанс блеснуть». Есть время на отдых между главами, можно попробовать новые способности по мере получения уровней. В общем, модуль старается быть не просто учебником, а практическим пособием.
Недостатки и спорные моменты

Однако, справедливости ради, The Fall of Plaguestone собрал и долю критики. Вот о каких недостатках предупреждают опытные игроки и мастера:
- Сложность и смертельные бои. Самая известная проблема Plaguestone – высокая летальность на низких уровнях. В сообществе модуль славится как «хардкорный». Многие встречи в приключении спроектированы на Тяжелом (Severe)* уровне сложности по меркам PF2e, то есть они реально могут уничтожить неосторожную группу героев. Особо печально известна схватка ближе к началу (избежим спойлеров), где группы новичков регулярно терпят поражение. «Plaguestone печально известен дисбалансом. У меня с группой из 5 новичков все прошло нормально, но с меньшим составом точно надо снижать сложность», пишет один из Мастеров. Если играть как есть, можно нарваться на TPK (смерть всех персонажей группы) уже в первой главе – были случаи, когда отряду приходилось начинать сначала из-за одной неудачной битвы. Противники часто сильнее, чем ожидают новички, к тому же порой нападают группой или обладают коварными умениями (алхимические бомбы, ловушки на карте и пр.). Ресурсы героев (здоровье, зелья, заклинания) на исходе, а лечиться в PF2e на 1–3 уровнях непросто – нужен отдых, навыки медицины, которые отнимают часы. А сюжет подталкивает двигаться вперёд, времени мало. Всё это может сделать игру стрессовой для новичков. Так что имейте в виду: враги тут кусаются, и иногда очень больно.
- Простоватый сюжет и злодей в тени. Хотя историю Plaguestone многие хвалят за атмосферу, её нельзя назвать очень оригинальной. Классический сценарий «убийство – расследование – злой гений затеял гадость» некоторым показался предсказуемым. Главный антагонист кампании держится «за кулисами большую часть времени, и мотивацию его толком не раскрывают до финала». Из-за этого середина приключения для отдельных групп ощущалась как череда эпизодов «идём туда-то, потому что нашли записку», без сильной эмоциональной привязки к злодею. Вплоть до кульминации игроки могут смутно представлять, с кем именно борются и зачем он творит зло. Для кого-то такая интрига – плюс, а кому-то хотелось более витиеватого сюжета. Один критик откровенно назвал сюжет «ничем особо не выдающимся», мол, держится лишь на том, что это первый модуль PF2 и потому широко известен. Конечно, это субъективно – в конце концов, классический не значит плохой. Но если вы ищете уникальной истории или новаторского сюжета, Plaguestone может показаться шаблонным. Злодей тут довольно прямолинеен, а история – в духе олдскульных фэнтези-детективов.
- Требовательность к мастерству ГМа. Несмотря на все подсказки в тексте, The Fall of Plaguestone прощает не всё. Ведущему приходится тонко балансировать между поддержкой новичков и сохранением накала. Если ГМ пустит всё на самотёк, высок шанс, что новички на 1 уровне полезут в бой неподготовленными и огребут. Необходимо умело расставлять подсказки: например, давать NPC намекать, что в лес лучше сходить после отдыха, или «случайно» напомнить про зелье лечения в рюкзаке. Некоторые встречи стоит подправить под состав группы. На Reddit советуют: «с тремя игроками либо сократите количество монстров, либо дайте героям сразу 2-й уровень». В идеале мастер сам донастроит сложность – например, уберёт парочку волков из стаи или снизит хитпоинты боссу, если видит, что партия не вытянет. Кроме того, ряд моментов в модуле требуют внимательного чтения: были отмечены ошибки в опыте (Exp) и мелкие опечатки. Ничего критичного, но неподготовленного ГМа может сбить. Получается, Plaguestone лучше дастся ведущему с определённым опытом – или по крайней мере тому, кто хорошо изучил правила и готов адаптировать сценарий на лету. Новичку-ГМу этот модуль может показаться немного сложным в управлении, особенно в напряжённых боях. Однако при должной подготовке проблем нет – сотни любителей успешно провели Plaguestone, просто будьте готовы напрячь GM-скиллы.
- Линейность и ограниченность локаций. Как и многие короткие модули, The Fall of Plaguestone достаточно линеен. Это приключение-«тропинка»: от одной зацепки к другой, затем к финалу. Свободы для отклонений или побочных миссий немного (хотя парочка сайдквестов в книге есть). Карты боёв довольно компактные, «тактические». На форумех отмечали, что «карты небольшие и не слишком учитывают, что группа 1-3 уровней долго лечится – можно легко оказаться запертыми в данже без возможности вернуться». Имелось в виду, что, к примеру, подземелье финальной главы не подразумевает лёгкого выхода наружу – придётся либо идти до конца, либо отступать с риском. Для любителей песочницы Plaguestone может показаться тесноват: деревня, окрестный лес да логово злодея – вот и все декорации. Pathfinder 2e славится структурированными приключениями, и данный модуль не исключение. С другой стороны, для новичков чёткая структура – скорее плюс, меньше шансов заплутать. Но если ваша группа любит свободно исследовать мир, тут этого почти нет. Это камерная история про один крошечный регион. Некоторые ГМы в отзывах даже советуют добавлять свои сцены, чтобы обогатить сюжет (например, раньше познакомить игроков с главным злодеем, добавить ролевых сцен между NPC и т.п.). Так что линейность – двоякий аргумент: упрощает прохождение, но ограничивает творчество.
Подытоживая недостатки: The Fall of Plaguestone – отличное приключение, которому чуть-чуть не хватило балансировки для новичков и глубины сюжета. Но многие из этих минусов можно смягчить, если мастер подготовится, а игроки будут осторожны. В конце-концов, сложности преодолимы, а история может заиграть яркими красками, если вы в неё вложитесь.
Насколько модуль подходит для новичков?

Отдельно стоит оценить, насколько The Fall of Plaguestone дружелюбен к новичкам. Ведь он часто позиционируется как Стартовое приключение Pathfinder 2e.
С одной стороны, мы видели множество плюсов: модуль познакомит с правилами, покажет разнообразие ситуаций, не затянется на полгода кампании. После его прохождения начинающие игроки действительно поймут, что такое Pathfinder 2e – в одном из обзоров метко подмечено: «к концу квеста новички не только освоят систему, но и смогут решить, их это игра или нет». Структура приключения достаточно простая, чтобы не запутаться, и поддерживает ГМа советами. Plaguestone не требует знания лора: действие локальное, всё нужное описано внутри. В этом смысле, да, модуль вполне дружелюбен к новичкам: бери и играй первую партию. Многие группы 2e действительно стартовали с него в 2019–2020 годах и остались довольны.
Но с другой стороны – тот самый уровень сложности. Для абсолютно новых игроков (особенно пришедших с D&D 5E, где баланс помягче) Fall of Plaguestone может оказаться шоком. Новички не ожидают, что волк с одного укуса может отправить персонажа в состояние умирания. А тут такое возможно. Приключение не было задумано как обучалка-лайт – об этом прямо сказал автор: «это не легкое интро, а представление игры как она есть – с вызовом и напряжением». Поэтому, если у вас все за столом впервые играют в НРИ в принципе, рискованно бросать их сразу в Plaguestone без подготовки. Опытные ведущие советуют начать с более простого: например, пройти Beginner Box (Стартовый набор) и затем связать его с другим начальным модулем Troubles in Otari (Неприятности в Отари), который специально создан для новичков. Troubles in Otari – приключение 2021 года, где сложность куда мягче, и оно прямо продолжает события Beginner Box. Такой путь даст игрокам уверенность. Уже потом, окрепнув, можно взяться и за Fall of Plaguestone.
Если же очень хочется именно Plaguestone с нуля – возможно, стоит пойти на компромиссы. Например, начать героев сразу со 2 уровня (как сделал один ГМ, успешно проведя модуль втроём). Или добавить промежуточные встречи, чтобы прокачаться перед финалом. Ещё вариант – упростить некоторые бои: убрать пару монстров, снизить урон ловушек. Такие небольшие правки практически не повредят впечатлениям, но сильно повысят шансы новичков дойти до конца. Ведь главная цель – чтобы они получили удовольствие, а не фрустрацию.
По мнению многих, The Fall of Plaguestone хорошо подходит новичкам только в тандеме с опытным ГМ. Если ведущий сам новичок, и все игроки новички – высок шанс, что будет тяжко. Но если за ширмой сидит ветеран, который подстрахует, подскажет и подрулит в критический момент – тогда новички смогут пройти через трудности и получить “боевое крещение”. Некоторым группам такой подход даже больше нравится – чувствуешь, что играешь по-настоящему, без детских колес. Главное – заранее предупредить: «Ребята, легко не будет, но зато наглядно!». Если ваши друзья готовы потерпеть пару нокдаунов и поучиться на ошибках, Plaguestone в 2025 году всё ещё способен стать ярким стартом. Он проверен сотнями новичков до вас – значит, и у вас получится.
Цена и доступность
The Fall of Plaguestone вышел в 2019 году, и на дворе 2025-й модуль остаётся доступен без проблем. Приключение можно приобрести в цифровом или печатном виде. Цифровая версия (PDF) обойдётся примерно в $15.99 (около 1200 ₽), а печатное издание – около $22.99 (~1700–1800 ₽), а в РФ - около 1000₽. Цены могут незначительно меняться в разных магазинах, но в целом это недорогой 64-страничный буклет. Найти Plaguestone проще всего на официальном сайте Paizo (PDF доступен моментально после покупки). Физическую книгу можно поискать, например, на Amazon. В российских магазинах настолок она встречается нечасто, однако существует - и даже на русском языке (под издательством Hobby World).
Хорошая новость – за прошедшие годы The Fall of Plaguestone получил поддержку на разных виртуальных платформах. Достаточно сказать, что электронные версии адаптированы: есть готовые цифровые карты, токены монстров и т.д. Это упрощает жизнь, если вы играете онлайн – не придётся сканировать иллюстрации вручную. Таким образом, модуль легко получить и подготовить. За относительно небольшие деньги вы получаете готовое приключение на несколько игровых сессий (обычно 4–6 встреч по ~3 часа хватает, чтобы пройти Plaguestone).
Заключение: стоит ли игра свеч?

Итак, стоит ли играть в The Fall of Plaguestone в 2025 году – особенно если вы только осваиваете Pathfinder 2E? Наш ответ: да, но с оговорками. Это приключение по-прежнему способно подарить яркие впечатления. Оно как поход на сложный горный маршрут: возможно, где-то придётся попотеть и перевязать царапины, зато в финале вы почувствуете гордость за свой отряд. The Fall of Plaguestone проверен временем – его по праву можно назвать классикой стартовых модулей для PF2e. Он познакомит вашу компанию с атмосферой мира, заставит работать в команде и научит ценить каждый час игрового времени. Для 2025 года сюжет Plaguestone не потерял актуальности: в нём по-прежнему цепляет мистическая интрига и ощущение настоящей опасности.
Конечно, важно понимать характер вашей группы. Если игроки любят вызовы и не против риска, им понравится доказывать, что и новичкам по зубам сложная задача. Если же в компании предпочитают более расслабленное начало, всегда можно выбрать другой путь (например, упомянутый Beginner Box). Но и в том, и в другом случае The Fall of Plaguestone не будет лишним на вашей полке: даже если не сейчас, его стоит пройти потом, уже набравшись опыта, чтобы ощутить вкус первого самостоятельного модуля PF2.
Решая, стоит ли играть в The Fall of Plaguestone в 2025 году, вспомните, за что мы любим настольные RPG. За историю, что рассказываем вместе. За испытания, сближающие команду. За эмоции, которые остаются после финальных титров. The Fall of Plaguestone предлагает всё это. Пускай он не идеален, но и настоящие герои рождаются не в тепличных условиях, а в сражениях. Возможно, именно пройдя через Чумной Камень, ваши друзья полюбят Pathfinder так же, как тысячи игроков до них. Готовы ли вы принять этот вызов? Если да – смело берите The Fall of Plaguestone, заряжайте кубики и отправляйтесь спасать Глупость Этрана! Поверьте, это приключение того стоит. Хорошей игры и эпических вам находок!
*Уровни сложности в Pathfinder 2e официально делятся на следующие категории:
- Тривиальный (Trivial): Энкаунтер, который персонажи легко преодолеют.
- Легкий (Low): Энкаунтер, который персонажи преодолеют с небольшим трудом.
- Умеренный (Moderate): Энкаунтер, который потребует от персонажей использования своих сильных сторон и тактики.
- Сложный (Severe): Энкаунтер, который может быть опасным для группы, если они не будут предельно осторожны.
- Смертельный (Extreme): Энкаунтер, который может привести к гибели персонажей, если они не будут максимально эффективно использовать все свои возможности.
Чтобы правильно составить сложность боевой сцены, можно воспользоваться специальными инструментами, о которых мы говорили вот тут: https://epicpathfinder.ru/blog/kak-nachat-igrat-v-pathfinder-2e/