Божество, которое без страха смотрит в глаза самой смерти и смеется ей в лицоУрагатоа, Бледная Принцесса. Ее имя шепчут по углам таверн и крипт, ей посвящают тайные пиршества некроманты и вампиры. Урагатоа – покровительница нежити, болезней и неумеренных наслаждений, чье влияние проникает во тьму ночи и сердца отчаянных искателей вечной жизни. В этой статье мы погрузимся в легенды и культы Урагатоа, чтобы понять, как богиня нежити вплетена в судьбу Голариона, и почему ее считают одной из самых мрачных и притягательных фигур пантеона Pathfinder.

Мифы о происхождении: смертная, бросившая вызов самой смерти

Легенды гласят, что Урагатоа когда-то была простой смертной женщиной – жадной до жизни гедонисткой, которая не желала мириться с ограничениями бренного тела и короткого века. Она жила, руководствуясь лишь своими желаниями, поглощая все удовольствия мира без меры. Но судьба каждого смертного – встретиться со смертью, и когда этот миг настал, душа Урагатоа отправилась на Суд богини Фаразмы, в серый загробный мир Бонъярда. Казалось бы, вот конец истории… но нет! Урагатоа не подчинилась.

Говорят, она плюнула в лицо смерти: отказалась принять исход и вырвалась с того света назад в мир живых. В ярости и отчаянии Урагатоа совершила неслыханное – убила проводника-психопомпа, посланного проводить ее душу, и силой воли прорвала завесу между мирами, сбежав из чертогов Фаразмы. Так она стала первым бессмертным созданием, первой нежитью, возвращенной из загробья. Именно возвращение Урагатоа, согласно преданиям, принесло в мир Голариона страшный дар – болезни и чуму. Считается, что первый мор в мире вспыхнул в ту ночь, когда Урагатоа вновь «вдохнула воздух» став живым мертвецом. Ее мятеж против естественного миропорядка сделал Урагатоа божеством – воплощением нежити, болезней и физического излишества.

Эта история – больше чем миф для ее последователей. Для них она символизирует свободу от оков смертности и морали. Урагатоа доказала: даже судьбу можно обмануть, если желание жить достаточно велико. Ее легенда вдохновляет смертных, мечтающих о вечной жизни или жаждущих испытать все плотские удовольствия без последствий. В мире Pathfinder имя Урагатоа стало олицетворением идеи, что смерть – не неизбежный конец, а болезнь – не проклятие, а инструмент.

Облик и символика Бледной Принцессы

Образ Урагатоа столь же чарующе-ужасающий, как и ее история. Привлекательная женщина с бледной фарфоровой кожей и черными, словно ночь, волосами – от лица и до талии она воплощение готической красоты. Но опустите взгляд ниже, и красивый образ сменяется кошмаром: от талии вниз тело богини сгнило и истлело до костей. Ее ноги – кровавый остов скелета, обнаженный и источающий кровь. Урагатоа часто изображают в свободном белёсом одеянии или серой мантии, которое ниспадает, окутывая верх тела, но внизу порвано и испачкано черными, бурыми и багровыми пятнами – следы гнили, крови и грязи. Этот контраст – юная красота и разлагающаяся нежить – словно наглядная метафора двойственной природы удовольствия и смерти, которым она покровительствует.

Символ Урагатоа – муха с черепом. Часто на знаке изображена стилизованная муха, крылья которой напоминают костяные узоры или украшены черепом. Муха выбрана не случайно: эти насекомые слетаются на трупы и гниение, символизируя болезнь, разложение и ненасытность. Последователи богини носят на одеждах, талисманах и знаменах знак трупной мухи или просто маленький череп с крыльями. Цвета, священные для Урагатоа, – кроваво-красный и гнилостно-зеленый. Красный – цвет крови, чувственности и жизни, которую она ворует у смерти, а зеленый – цвет плесени, яда и чумы, спутников распада.

Любимое оружие богини – громадная коса. Коса Урагатоа напоминает о роли жнеца, который пожинает жизни, но вместо того чтобы отдавать души на суд Фаразмы, богиня оставляет их себе, превращая в нежить. Неудивительно, что именно коса считается священным оружием ее жрецов и рыцарей.

Когда в полумраке заброшенного склепа вы видите на стене изображение мухи с черепом или окровавленную косу на алтаре – знайте, вы вступили на оскверненную землю Урагатоа. Каждый элемент ее образа, от гниющих ног до насекомого-символа, напоминает: красота плоти преходяща, но смерть не должна ставить точку, если вы готовы вкусить запретный плод бессмертия.

Сфера власти и характер богини

Урагатоа – нейтрально-злое божество, и ее сферы влияния охватывают все, что нормальным смертным кажется отвратительным или пугающим. Она богиня нежити, разрывающая естественный цикл жизни и смерти. Она богиня болезни и заразы – эпидемии для нее не наказание, а благословение, способ распространять страдания и хаос. И, конечно, Урагатоа – богиня излишеств, гедонизма и обжорства. Там, где другие религии проповедуют умеренность и воздержание, Бледная Принцесса шепчет: «Бери от жизни всё, не отказывай себе ни в каком удовольствии – ни при жизни, ни после смерти».

Характер Урагатоа – безжалостный эгоизм, доведенный до абсолютной степени. Это аморальная, совершенно бездушная богиня, которая заботится лишь о собственных желаниях и поощряет своих последователей делать то же самое. Жизнь для нее – бесконечный пир, и она презирает богов, требующих от смертных смирения или самопожертвования. Почему, рассуждает Урагатоа, боги создали Голарион полным удовольствий и даров плоти, если не затем, чтобы пировать и насыщаться ими без ограничений? Для нее грех – не чревоугодие или разврат, а отказ от них. Умеренность – вот что она считает пороком. В угоду своим страстям Урагатоа даже законы мироздания ломает: старость, болезнь, смерть – она называет это «неприятными изъянами» смертного существования, от которых можно отказаться, став нежитью.

Конечно, подобная философия делает Урагатоа злой богиней в глазах большинства. Ведь потворствуя своим желаниям, ее культисты идут по головам других, сеют мор, убивают, оскверняют тела умерших. Для Урагатоа нет понятий добра, сострадания или баланса – только вечный пир ее личного удовольствия, даже ценой чужих жизней. Тем не менее, привлекательность ее культа кроется в обещании свободы: свободы от морали, от болезней, от самой смерти. Не каждый смертный способен отвести взгляд от такой заманчивой перспективы, особенно когда старость или болезнь подступают к порогу.

Враги, соперники и союзники Урагатоа

Неудивительно, что столь мрачная богиня нажила себе множество врагов среди божеств Pathfinder. Главные ненавистники Урагатоа – это боги жизни, света и естественного порядка. Фаразма, богиня смерти и судьбы, едва ли не личный заклятый враг: ведь именно ее законам Урагатоа бросила вызов. Церковь Фаразмы учит уважать цикл жизни и умирать когда придёт время, а нежить считает величайшим осквернением. Поэтому фаризмиты (жрецы Фаразмы) активно охотятся на нечисть и выкосили бы всех урагатюанцев поголовно, появись такая возможность.

Саренрей, богиня солнца и исцеления, тоже враждует с Урагатоа. Саренрей дарует свет, тепло и исцеление от болезней, воплощая милосердие – полный антипод вредоносной, холодной богини чумы. Там, где культ Урагатоа распространяет заразу, жрецы Саренрей стремятся принести излечение и очистить землю огнём солнца. Свет солнца, кстати, враждебен многой нежити – закономерно, что богиня солнца и богиня ночных мертвецов не терпят друг друга.

Схожим образом Эрастил (покровитель семьи и земледелия) и Гозрей (бог природы) относятся к Урагатоа крайне отрицательно. Для Эрастила идеи поедания ближних и потворство собственной похоти – это угроза обществу и семье. А Гозрей, двуединый бог природы, ненавидит нежить как нарушителей естественного жизненного цикла и чуму как чужеродную порчу земли. Даже Горум, брутальный бог войны, недавно стал ее противником: он хочет, чтобы воины гибли славно в бою, а не загибались от трусливой заразы на постельном одре. Горум считает смерть от болезни жалкой и недостойной, и крайне раздражён тем, как последователи Урагатоа убивают целые армии эпидемиями, лишая его кровавых битв.

Однако не все отношения Урагатоа с пантеоном – откровенная война. Есть божества, с которыми у нее более сложная динамика. Калистрия, богиня страсти и мести, считается скорее соперницей, чем врагом. Калистрия воплощает изысканные наслаждения – прежде всего, плотскую страсть – и тоже проповедует следовать своим желаниям, но все же она действует в рамках жизни. Урагатоа же толкает на крайности, включая загробные удовольствия. Их аудитории пересекаются: страстные гедонисты могут колебаться, кому из этих богинь поклоняться. Говорят, Калистрия и Урагатоа порой даже вступают в негласное соперничество за души таких искателей наслаждений. Их спор – что сильнее, жажда чувственной мести или жажда вечного пира? Несмотря на разные направления, обе богини признают друг в друге родственную искру – неприязнь, замешанная на уважении.

Иногда Урагатоа находит странных союзников там, где того не ожидаешь. Например, темный бог боли и мрака Зон-Кутон не конфликтует с ней. Его царство – извращенная боль и вечная ночь, и хотя он законченый эгоцентрик, они с Урагатоа вполне могут разделить некоторых последователей. Те, кто жаждет запретных ощущений, могут почитать обоих. Говорят, культы Урагатоа и Зон-Кутона иногда не мешают друг другу, ведь мучения и декаданс – совместимые пороки.

Есть и более прямые партнеры: Глаундер, зловещее божество-гнус (так называют инфернального владыку паразитов и болотной малярии), фактически союзник Урагатоа. Глаундер – повелитель насекомых, инфекции и заразы, часто изображаемый как гигантский комар. Что может быть естественнее союза бога паразитов и богини болезни? Их совместные культы – редкость, но в тайных лабораториях какие-нибудь безумные жрецы могут сочетать молитвы этим темным силам, чтобы обрушить мор на города или распространять демонические инвазии.

Любопытно, что некоторые боги смерти и концов света тоже с Урагатоа не ссорятся напрямую. Например, Зифус, низший бог несчастных случаев и нелепой смерти, считается её вассалом. Мало того, мифы описывают, что личный чертог Зифуса находится внутри владений Урагатоа. Тот факт, что мелкий бог смерти живет в доме богини нежити, символизирует их тесную связь: Зифус ненавидит организованную религию Фаразмы и рад любому хаосу в вопросах умирания, а Урагатоа дает ему пространство для маневра.

Также Урагатоа периодически кооперирует с Четырьмя Всадниками Апокалипсиса – могущественными сущностями, правящими Абаддоном (адским измерением нейтрального зла). Всадники – воплощения Смерти, Войны, Голода и Чумы. Особенно ее цели сходятся с тем из них, кто олицетворяет Чуму и Смерть. Ведь и мор, и нежить – инструменты конца света. Если в каких-то темных пророчествах грядет чума, превращающая все население в голодных мертвецов, будьте уверены: где-то в тени улыбается Урагатоа и пожимает руку Всаднику Чумы.

Однако даже среди близких по духу злых существ не все принимают философию Бледной Принцессы. К примеру, культы Гротуса (бога неминуемого Конца времен) иногда взаимодействуют с урагатоанцами, ведь и те, и другие цинично относятся к ценности жизни. Но между ними есть идеологическое расхождение: последователи Гротуса – законченные нигилисты, мечтающие об абсолютной пустоте и конце всех вещей. А урагатюанцы, напротив, хотят жить вечно – пусть даже в форме нежити, лишь бы не угасать. Поэтому некоторые служители Гротуса презрительно посмеиваются над попытками Урагатоа обмануть конец: мол, к чему эта возня с нежитью, если рано или поздно все сгинет в абсолютной Ночи? Тем не менее, практические союзы случаются – ведь совместно они могут пошатнуть устои мирового порядка, каждый ради своей цели.

Стоит упомянуть и демон-лорда Кабрири, покровителя гулей. Его отношения с Урагатоа двойственны: иногда их культы враждуют за право властвовать над мертвечиной, а иногда обмениваются «рецептами» приготовления плоти. В итоге многие стаи гулей в подземельях хранят идолы Урагатоа рядом с символами демон-лорда.

В итоге положение Урагатоа довольно напряженное. Она – одиночка, чуждая большинству богов, но не полностью изолированная. У нее хватает врагов, готовых стереть само ее имя, но имеются и те, кто по расчету или общим интересам вступает с ней в темные соглашения.

Культ Бледной Принцессы: пир во время чумы

Религия Урагатоа – дело тайное, мрачное и местами шокирующее. В отличие от церквей добрых богов, у нее нет открытых соборов в каждом городе (ну, разве что в очень специфических местах). Ее храмы – это скрытые логова и усыпальницы, а собрания верующих напоминают то ли зловещие шабаши, то ли разгульные пиршества нежити.

Культ Урагатоа раздроблен на мелкие ячейки, действующие автономно. По всему Голариону ее последователи образуют сектантские ячейки – небольшие группы фанатиков, часто скрывающих свою веру. Каждый культ – как тайный клуб по интересам: где-то это сборище богатых аристократов, проводящих упадочные банкеты с человеческим мясом; где-то – шайка некромантов, экспериментирующих с новыми видами зомби-вируса в подвалах; а то и деревенский культ каннибалов, молящихся о вечном урожае плоти. Объединяет их одно: преклонение перед свободой от морали и конечности жизни, которую обещает Урагатоа.

Большинство мероприятий культа проходят ночью или в глухих катакомбах – понятное дело, днем сжигать трупы и разносить заразу опасно для конспирации. Исключения редки и связаны обычно с местами, где почитание Урагатоа не запрещено. Например, в королевстве Геб на юге (это страна, управляемая бессмертным некромантом - по имени, пам-пам, Геб) ее церкви функционируют легально и даже почитаются на государственном уровне. Там открыто строят величественные храмы Урагатоа, и живые граждане ходят туда так же спокойно, как жители других стран ходят в церковь Эрастила или Абадара. Но Геб – особый случай: это буквально страна нежити, где мертвые правят живыми. В большинстве же земель культ Урагатоа приравнен к опаснейшей ереси.

Храмы Урагатоа выглядят своеобразно. Ни строгих сводов с мозаикой, ни аскетичных алтарей – наоборот, они напоминают пиршественные залы. Длинный деревянный стол, уставленный горами еды и кувшинами вина, вокруг – множество стульев для гостей. Такой пиршественный стол и есть главный алтарь. По углам зала могут стоять огромные чаши, куда сливают кровь жертв, или клетки с пленниками (на случай, если на празднике понадобится «свежее мясо»). Часто храм обустраивают рядом с кладбищем или моргом, а подвал храма соединён с криптой. В этих подземельях обитают гули и другая нежить, которую культисты держат как священных стражей или даже «домашних питомцев». Многие ритуалы Урагатоа привлекают падальщиков – например, под звуки гимнов выпускаются стайки мух, сбегаются крысы. Великие соборы ее культа (там, где они существуют) охраняются не рыцарями, а адскими созданиями – например, дэймонами (демонами смерти), которые с радостью служат богине, разделяющей их любовь к разрушению жизни.

Жрецы Урагатоа – это чаще всего клирики-некроманты. Они не обязаны вести паству к просветлению или проповедовать мораль – напротив, их главная задача: помогать верующим добиться запретных желаний, а также защищать интересы культа. В повседневности это может значить и довольно жуткие вещи. К примеру, хроники свидетельствуют: фанатики Урагатоа в бою не гнушаются скормить пленных или павших врагов своим союзникам. Известен кровавый обычай – заставлять пленников поедать мясо мертвых товарищей. Считается, что так враги «вкушают поражение» буквально. Конечно, подобное варварство – отличительный знак именно урагатюанцев. Жрицы-сёстры на таком ритуале только ухмыляются: мол, в пищевых излишествах нет ничего постыдного, даже если на обед – человечина. Недаром среди простого народа Урагатоа пугают детей: «Будешь жадничать – попадешь на пир Бледной Принцессы» – аналог нашего «Не ходи туда, Бабайка заберет».

Внешне священников Урагатоа легко узнать, если знать на что смотреть. Одеяния жрецов – длинные серые туники до пола, с просторным капюшоном или накидкой. Цвет ткани – пепельно-серый или грязно-белый, иногда с бурыми пятнами (что неудивительно, учитывая стиль празднеств). Нижний край мантии они намеренно обрывают и режут в лохмотья, подражая истлевшим одеждам своей богини. На горле у каждого – медальон в виде маленького черепка или мухи. Часто при полном параде священник разукрашивает лицо бледной краской, а губы – кроваво-красной, создавая образ живого трупа.

Каждый вечер – время молитвы Урагатоа, и молитва эта больше похожа на пир. Последователи собираются за огромным столом, заставленным едой. Правило простое: надо есть и пить до отвала, восхваляя Урагатоа за дар наслаждаться вкусом. В ход идет жаркое, сладости, вино – все, что угодно, лишь бы в изобилии. Культисты едят, пока не почувствуют боль от переедания. В этот момент, когда желудок переполнен и тело ломит, принято употребить что-то гнилое или испорченное: кусок протухшего мяса, заплесневелый хлеб, прокисшее вино. Это акт веры – доверить Урагатоа свое здоровье, молясь, чтобы она оградила от яда. Считается, если богиня довольна, ты не заболеешь от съеденной гнили. Такая вот экстремальная проверка веры. Завершив обряд чревоугодия, жрец обычно чувствует прилив темной энергии: по преданию, Урагатоа награждает успешных в тот же день – например, усиливает их некромантские способности или дает кошмарное вдохновение для новых порождений нежити.

Есть и более воинственные ритуалы. Например, Жатва – так урагатюанцы называют практику, когда опытный жрец или черный рыцарь надевает серый саван, берет освященную косу и отправляется в одиночку творить хаос. Цель Жатвы – убивать как можно больше и распространять страдания, прежде чем тебя остановят. По сути, это священный убийственный набег: жрец идет в соседние селения или в тыл врагов и устраивает резню или мор (может заразить колодцы, например). Если ему удается вернуться живым, принеся за собой шлейф смерти, – значит Урагатоа довольна, и наградит верного слугу. Говорят, некоторые антипаладины Урагатоа прославились именно такими кровавыми Жатвами, вырезая целые деревни. Для них это не просто акт зла, а богослужение в чистом виде.

Несмотря на ужасы, у культа Урагатоа есть внутренняя организация и даже свои «ценности». Интересно, что церкви Урагатоа, как правило, устроены матриархально. То есть во главе храма – женщина, верховная жрица (в идеале – Дочь Урагатоа, то есть неупокоенная монахиня-нежить, если таковая имеется). Если в каком-то храме настоятельница – Дочь Урагатоа, весь культ считает это место особо благословенным. Мужчины тоже могут быть жрецами, но часто подчиняются верховной жрице. Возможно, это отголосок того, что сама богиня – женщина и в легендах она ценит «сестер» больше.

Внутри конгрегации последователей есть также ранги. Привилегированные члены секты называют себя Гула – от слова «ghoul» (гуль) или возможно от звука, с которым поедают пищу. Гулы – это высшая каста, туда входят главные жрецы, могущественные некроманты, а иногда и просто благородные спонсоры культа, которые заслужили уважение пиршественным рвением. Остальные адепты именуются Голодающие или Алчущие – это новички и низшие служители, которые должны доказать, что достойны стать гулой. Интересный обычай: за пределами храма, в обычной жизни, социальные роли могут меняться кардинально. Например, дворянин, вступивший в культ недавно, будет Голодающим и подчиняться Гуле, который по жизни может быть обычным простолюдином. Но как только они снимают маски на общем собрании, этот дворянин будет обязан прислуживать более опытному урагатюанцу за столом.

Единого свода канонов у культа нет, но есть священная книгаУгождая своему Голоду (Serving Your Hunger). Это не святое писание в обычном смысле, а скорее руководством к действию, написанное, по преданию, первым антипаладином Урагатоа по имени Дэйсон. В ней содержатся молитвы, обеты и ритуалы для верующих. Например, там описывается, как правильно проводить пиршества в честь богини, как готовить «особые блюда» из плоти, рецепты ядов и некромантские заклинания, данные самой Урагатоа. Для последователей этот фолиант – как кулинарная книга вперемешку с некрономиконом.

В целом культ Урагатоа – это гротескное извращение принципов обычных религий: вместо воздержания – объедание, вместо милосердия – жестокость, вместо обещания «рая» после смерти – обещание никогда не умирать вовсе. И для некоторых душ такой обмен кажется весьма заманчивым.

Последователи Урагатоа: некроманты, вампиры и отчаянные души

Кто же поклоняется Урагатоа? Что заставляет людей (или нелюдей) обратиться к столь темному божеству? Ответ частично кроется в ее сферах влияния. Темные некроманты – очевидные служители. Любой волшебник или жрец, избравший путь некромантии (поднятия мертвых и повелевания ими), найдет в Урагатоа идеальную покровительницу. В ее догмах нежизнь – высшее благо, а все живое лишь сырье для армии мертвецов. Некроманты молятся ей о власти над жизнью и смертью, о тайнах превращения в лича (могущественного бессмертного мага). Многие личи Голариона чтут Урагатоа, принося ей редкие дары – скажем, души целых городов, выкошенных чумой.

Кроме магов, сами неживые создания почитают ее как свою мать-заступницу. Разумные виды нежити – например, вампиры, гули – зачастую состоят в культах Урагатоа. Для них это почти благодарность: ведь по легенде именно благодаря ее побегу из Бонъярда в мире появилась нежить как явление. Например, вампирские аристократы Усталава (темного готического королевства) могут тайно молиться Урагатоа, прося ее о защите от солнца или Слезы Фаразмы. Среди личей, величайших некромантов, некоторые объявляют себя Пророками Бледной Принцессы и делают ее церковь своим политическим инструментом. А гули – падальщики-каннибалы – едва ли не природные урагатюанцы.

Помимо самой нежити, смертные, стремящиеся ею стать, часто обращаются к ней. Представьте влиятельного царедворца, умирающего от старости: все богатства мира у ног, а годы сочтены. Фаразма милосердия не даст – душа отправится на суд и там, глядишь, окажется вовсе не в приятном месте, учитывая прижизненные грехи. Но тут есть иной путь – молиться Урагатоа, просить ее даровать бессмертие. Разумеется, не бесплатно: придется вкусить мерзость, возможно стать упырем или вампиром ценой отречения от солнечного света и человеческой души. Для кого-то и такой исход лучше, чем неизвестность могилы. Потому многие богачи, тираны, злодеи или просто отчаянно боящиеся смерти люди вступают в ее культ, надеясь на вечную жизнь. Они приносят щедрые пожертвования (даже целые сокровищницы) или выполняют чудовищные поручения, лишь бы заслужить ритуал превращения.

Есть и такой тип почитателей, как развратники и обжоры, для которых Урагатоа – воплощение их образа жизни. Некоторые вообще не интересуются нежитью или колдовством, их манит другая сторона богини – физическое излишество. Пирующие дни напролет дворяне-гедонисты, изможденные куртизанки, уставшие от «добродетели» ханжеских религий – они видят в Урагатоа символ свободы наслаждаться. Например, в крупных торговых городах бывают тайные общества гурманов-каннибалов, которые верят: съедая плоть человека, они обретают его жизненную силу. Такие сомнительные клубы тоже часто посвящены Бледной Принцессе. Им, может, и дела нет до мистицизма, но идея потреблять бесконечно – их идеал.

Интересно отметить, что не только злодеи могут отчаянно взмолиться Урагатоа. Представьте простого крестьянина, чья семья умирает от чумы, а все молитвы Саренрей или Абадару не помогают. В отчаянии он может поставить свечу на тёмный алтарь: «Спаси от болезни – отдам все». И Урагатоа иногда откликается, но её «исцеление» извращенное – например, такой человек может сам стать переносчиком болезни, выжив в роли ходячего заразного «ноль-пациента». Или болезнь уйдет, но взамен богиня потребует ужасающую плату – например, принести в жертву здорового соседа. Бывали случаи, когда отчаявшиеся больные становились фанатиками Урагатоа, решив, что лучше уж служить Повелительнице Чумы, чем умереть без смысла. Они начинают сами распространять заразу, веря, что так выслуживаются перед ней.

Что до географии, то культы Урагатоа встречаются по всему Голариону, но особенно их много там, где есть прочая нежить или социальные условия способствуют упадку. Мы уже упоминали королевство Геб – настоящее царство нежити на южном континенте Гарунд. Там Урагатоа – одна из государственных религий. В столице Геба, городе Мечитар, стоит грандиозный Собор Эпифеномена – возможно, крупнейший храм Урагатоа в мире. В нем устраиваются церемонии с невиданным размахом: тысячи живых и мертвых заполняют зал, пиршества длятся неделями, а вокруг храма повсюду висят закопченные кровавые одеяния – трофеи Жатв, наглядно демонстрирующие благосклонность богини.

Усталав – раздираемое страхом графство, полное призраков и вампиров, – тоже имеет свои тайные общества Урагатоа. Там действует культ Шепчущего пути (Whispering Way) – это тайное некромантское братство, ставящее целью превратить весь мир в царство нежити. Последователи Шепчущего пути чтят саму идею нежизни, и хотя они не афишируют конкретно Урагатоа, их философия явно с ней перекликается. Они уверены, что голос нежити – шепот истины, а смерть – лишь дверь к власти. В хрониках упоминается, что именно адепты Шепчущего пути замешаны в возвращении знаменитого лича Тар-Бафона (Он же Шепчущий Тиран) – величайшего некроманта Голариона. И уж кто-кто, а Шепчущий Тиран явно нашел общий язык с Урагатоа. Ходят слухи, что в своих черных молитвах он просил у нее поддержки, когда затевал очередную войну против живых царств. Некоторые истории утверждают, что Урагатоа даже являлась Тирану во сне, обещая вознести его до ранга божества нежити (правда, чем это кончилось – отдельная сага). Так или иначе, Усталав – не место, куда скиталец захочет зайти с улицы: там легко оказаться жертвой как вампирского бала, так и чумного колдовства.

Осирион – жаркая пустынная страна пирамид – тоже видела проявления Урагатоа. В древности там практиковали мумификацию и бессмертие через сохранение тела. Хотя в основном это связывалось с богиней Фаразмой (как хранительницей душ), некоторые жрецы уклонялись в культ вечной жизни любой ценой. По записям хроник, в катакомбах под городом Сотеис был обнаружен тайный храм Урагатоа, датируемый эпохой первых фараонов. Жрецы того храма пытались обратить самого фараона в нежить, чтобы он правил вечно. Их остановили, но легенда об этом живет – и современные искатели сокровищ находят эмблемы мухи на древних саркофагах. Похоже, даже под жарким солнцем пустыни умудрялась скрываться тень Бледной Принцессы.

Темные земли – естественное пристанище культа. В подземном мире, где властвуют дроу, дуэргары и прочие злобные расы, солнце не может угрожать нежити, и культ Урагатоа вполне прижился у некоторых народов. Например, сообщается, что у дуэргаров (темных гномов) есть традиция почитать божества болезни, и среди пантеона у них фигурирует некая Королева Гнили, явно имеющая сходство с Урагатоа. Быть может, это под другим именем скрывается та же сущность. Темные эльфы (дроу), хотя и поклоняются в первую очередь демонице Ллос, тоже иногда заигрывают с некромантией. Некоторые города-государства дроу имеют целые легионы зомби-рабов, за созданием которых наверняка стояли молитвы Урагатоа.

Даже в цивилизованных столицах Внутреннего моря (центральных регионах) порой вспыхивают эпидемии, за которыми обнаруживаются следы Урагатоа. Одним из самых громких случаев была Чума Алой Вуали, которая поразила город Корвоса в Варисии. За ней, как оказалось, стоял заговор: аристократка-жрица Урагатоа вместе с коррумпированными стражниками травили город особым вирусом, скрытым за раздачей милостыни. Семь дней город тонул в крови и гное, пока герои-следопыты не раскрыли, что болезнь создана в лабораториях культа Бледной Принцессы под старым госпиталем. Эта история прогремела на весь регион: тихий намек, что культ смерти может процветать даже там, где ему вроде бы нет места. После тех событий в Корвосе усилили санитарные патрули Фаразмы, но кто знает – возможно, где-то глубоко под площадями до сих пор стоят замурованные святилища Урагатоа с чашами, полными заразы, в ожидании своего часа.

Как видим, последователи Урагатоа – это целый срез мрачного общества Голариона: от могучих личей до отчаявшихся больных. Их всех объединяет желание пренебречь естественным порядком ради собственной dsujls – будь то вечная жизнь, безграничное наслаждение или просто разрушение всего живого. Эта темная община – зловещая тень, всегда следующая за человечеством.

Известные слуги богини

Помимо простых смертных и нежити, у Урагатоа есть личная свита – избранные создания, которые служат ее посредниками или чемпионами. Некоторые из них стали легендами, которыми пугают даже закалённых воинов.

Например, Дочери Урагатоа – уникальная нежить, произошедшая от наиболее фанатичных жриц. Считается, что если жрица провела идеальную жизнь в служении богине (то есть предавалась всем порокам, распространяла болезни и умерла сытая и проклятая), Урагатоа дарует ей «второе рождение». Такая жрица восстаёт из могилы, но уже не в образе безмозглого зомби, а как могущественная бессмертная служительница, облечённая частью силы Бледной Принцессы. Дочери Урагатоа похожи на саму богиню: сохраняют облик красивой женщины, но их тела разлагаются и обладают сверхъестественными свойствами. Одна из известнейших – Иллкайна Алоннор (Illcayna Alonnor), ужасающая Дочь Урагатоа, которая возглавила армию нежити в разрушенном городе Файндерс-Галч (на территории Изгера). Иллкайна убила свех его жителей, обратила их в нежить и превратила заброшенный шахтёрский городок в свою собственную «крепость», откуда совершала вылазки на караваны. Поговаривают, она даже учредила там «академию» для женщин-культисток, желающих последовать ее путём к вечной жизни. Это, конечно, слухи, но кто знает – легенды о Дочерях Урагатоа вдохновляют многих жриц идти до конца, не боясь умереть.

Материнская Пастьгерольд Урагатоа, ее личный вестник. Материнская Пасть выглядит как гигантский летучий череп с острыми клыками, покрытый мерзкими слизистыми наростами. Он парит в воздухе, издавая звук жужжания мух, и способен пожирать людей целиком своими сверхъестественными челюстями. Когда где-то готовится особенно важный темный ритуал, говорят, на небе может появиться летящий череп – знак, что сама Урагатоа наблюдает через своего герольда. Появление Материнской Пасти – верный признак великой заразы или бедствия: по сути, он прилетает «подкрепиться» страданиями, которые насылаются от имени богини.

В бесчисленных могилах и потерянных мирах бродят и другие уникальные создания – Избранные слуги Урагатоа. Есть летописи, где упоминается Барастангас – ужасающая пожирательница душ, которая выглядит как иссохший худой труп с настолько тонкой кожей, что сквозь нее видны кости. Ходят слухи, что к ней можно обратиться с помощью мощной магии для свершения деяний, угодных Бледной Принцессе, но взамен она потребует душу важного для призывателя существа.

Фьярн – другое имя, связанное с богиней. Легенда говорит, что некогда жил грозный король линнормов (варварского северного королевства), гордый воитель. Он пал в бою, но был поднят как мертвец – оживлён Урагатоа в обмен на клятву служения. Теперь Фьярн – полуразложившийся гигант в мехах, дикий неживой варвар, который бродит в Землях Королей Линнормов, исполняя задания богини. Он собирает дань кровью с северных племён, возможно, готовя там плацдарм для ее культа.

Есть сведения о некоем Оликсе – теневом вампире, жреце из Нидала, обладающем силой управлять тенями. Оликс – личный агент Урагатоа, по слухам, он охотится на перебежчиков из ее культа. Если кто-то попробует предать Бледную Принцессу или сбежать от выполнения заключенного уговора, Оликс появляется из темноты в углу комнаты и превращает несчастного в тень, обреченную служить Урагатоа навеки.

Наконец, существует и целый вид существсарковальты, которых считают творениями Урагатоа. Это мерзкие мухообразные существа, питающиеся останками душ. Они роем обитают в ее загробном царстве и иногда их вызывают некроманты как посланников богини. Сарковальт в комнате – верный признак, что за вами следит очень недобрая сила…

Все эти персонажи – не просто монстры, а часть «эко-системы» веры Урагатоа. Истории про них передаются среди культистов, восхваляя могущество богини и внушая страх непосвященным.

Влияние Урагатоа на Голарион

Урагатоа оставила свой кровавый след во многих уголках мира Голариона. Ее деяния – прямые и косвенные – нередко становились поворотными моментами истории регионов. Например, Великая Чума столетней давности, прошедшаяся по побережью Варианского залива, теперь приписывается тайному братству Урагатоа – это стало ясно, когда археологи нашли дневники «кулинара», который готовил зараженные пироги для городов. Та эпидемия унесла тысячи жизней, ослабила королевства и, по сути, перекроила политическую карту побережья. Таким образом, богиня болезни незримо перекраивает историю, будучи теневым «генералом» своих невообразимых армий – армий гнуса и оживших мертвецов.

Целые регионы пребывают в постоянном страхе перед ее гневом. Стражи Последнего Рубежа (Ластволл) – оплот, построенный чтобы сдерживать нежить Шепчущего Тирана, – фактически стала центром культа Фаразмы с военным уклоном. Рыцари Последнего Рубежа и жрецы Фаразмы объединились, потому что понимали: угроза нежити – это угроза Урагатоа. Их орден был практически основан на противопоставлении идеалам Бледной Принцессы. Вся культура Ластволла (и его наследников) пропитана ненавистью к нежити: песни, гербы, клятвы – все о том, как сжечь, раскрошить, очистить. Это реакция на века соседства с культом нежити по ту сторону границы, где Урагатоа была негласной «крестной матерью» армии Тирана.

В искусстве и литературе также видны отголоски влияния Урагатоа. Многие готические баллады, страшные легенды и труды философов касаются темы жажды бессмертия. Драматурги пишут трагедии о королях, продавших души ради вечной жизни и превратившихся в чудовищ – это, по сути, художественные пересказы судьбы урагатюанских жрецов. Одно из известных произведений – поэма Пир по ту сторону смерти, повествует о князе, который устраивает пир для давно умерших друзей, и сам не замечает, как становится одним из мертвецов за столом. Концовка явно намекает на Урагатоа, хотя ее имя не названо прямо. Такие сюжеты предупреждают об опасности соблазна вечной жизни и излишеств – народное творчество играет роль антирекламы культа.

Но, пожалуй, самое осязаемое влияние Урагатоа – это опасности, с которыми сталкиваются искатели приключений. В кампаниях Pathfinder нередко именно культ Урагатоа стоит за темными событиями: то в канализациях плодятся новые виды зомби, то харизматичный повар раздает «особый суп» беднякам (угадайте, из чего), то целая деревня внезапно превращается в упырей после «особого праздника урожая». Для героев встреча с проявлением Урагатоа – всегда проверка и моральных принципов, и боевых навыков. Придется драться не только с нежитью, но и с самими искушениями: как устоять, когда раненому товарищу обещают мгновенное исцеление в обмен на «невинный» каннибализм? И каким путем пойти – сжигать зараженную деревню целиком или пытаться искать противоядие? Урагатоа подкидывает неоднозначные ситуации, заставляя персонажей делать тяжелый выбор между милосердием и необходимостью.

Если говорить глобально, Урагатоа – один из тех элементов лора Голариона, который делает мир живым (ха-ха) и глубоким. Она представляет страх людей перед смертью и одновременно их болезненное желание обойти эту смерть стороной. Пока существует жадность и аморальность – она не исчезнет. Это делает борьбу с ней вечной, а истории – эмоционально насыщенными.

Урагатоа в Pathfinder первой и второй редакции (а также эдикты и анафемы)

Ролевая игра Pathfinder пережила смену редакций, и с ней немного изменилось представление о богах, включая Урагатоа. Тем не менее, общий образ Бледной Принцессы остался верен себе – разработчики явно любят эту концепцию и не стали радикально менять лор.

В Pathfinder 1-й редакции Урагатоа впервые появилась в самых ранних книгах. Её описывали как нейтрально-злую богиню чумы, нежити и чревоугодия, давали список доменов (Смерть, Зло, Магия, Сила, Война) и атрибутов. Механически ее жрецы могли изгонять или подчинять нежить, распространять болезни заклинаниями и т.д. Лор 1E представил нам основные мифы: про побег из Бонъярда, про первую нежить, про вражду с Фаразмой. В приключенческих модулях 1-й редакции культ Урагатоа часто фигурировал как враг. Например, упомянутая нами история чумы Алой Вуали – это сюжет из AP#8 Проклятие Алой Короны (Curse of the Crimson Throne) для Pathfinder. В Короне из Погребальных Венков (Carrion Crown) тоже были связи с Шепчущим путем и некромантией, явно вдохновленными ею.

В Pathfinder 2-й редакции образ Урагатоа чуть более детализировали. Ее эдикты и анафемы (своеобразный кодекс того, что приветствуется и что запрещено) представляет собой:

  • Эдикты (заповеди). Стремись стать нежитью после смерти, создавай и защищай нежить, утоляй свой голод и любые плотские желания. То есть прямое поощрение некромантии и гедонизма.
  • Анафемы (табу). Отказывать себе в удовольствиях, уничтожать нежить, которая тебе лично не навредила, жертвовать своей жизнью ради кого-либо. Последний пункт особенно показателен – самоотверженность у Урагатоа под строжайшим запретом. Никаких «умереть за идею» – для нее это смертный грех в прямом смысле.

В 2E расширили также список ее божественных сфер: помимо доменов добавили альтернативные – например, Удовольствие (Indulgence) стало отдельным направлением, а также Болезнь (Plague) и Рой (Swarm) как варианты для особо тематичных жрецов. Это подчёркивает, что некромантия – не единственное, чем жив культ; туда же вплетены наслаждение и распространение зараз, вплоть до буквального использования мух и насекомых.

Кроме того, 2-я редакция четко обозначила священное животное Урагатоа – муху, и священные цвета – зеленый и красный, о которых мы говорили. Добавились мелкие детали, например, указано, что жрецы Урагатоа предпочитают навык Запугивания (Intimidation) – логично, их аура ужаса позволяет нагнать страху на живых.

В рамках мира 2E, по состоянию на 4725 год по летосчислению Голариона, Урагатоа по-прежнему активна и опасна. Никаких глобальных катаклизмов именно с ней не произошло между редакциями – разве что мир вокруг нее изменился. Например, после событий сюжета Последнее Созвездие (Tyrant’s Grasp), где Шепчущий Тиран был снова побежден, влияние урагатюанцев на Усталав временно ослабло. Но они неистребимы: потеряв одних чемпионов, найдут других. Есть фанатские теории, что Урагатоа затаилась и планирует что-то грандиозное в новом тысячелетии – например, подмять под себя всю нежить Абаддона или стравить Фаразму с кем-то, воспользовавшись переменами космического порядка.

Для игроков и фанатов переход на 2E мало что забрал у Урагатоа, скорее добавил «оттенков вкуса». Например, теперь точно известно, что союзники Урагатоа – это Глаундер и Зон-Кутон (их так и перечисляют, мол, эти боги в союзе). А в списке ее врагов официально значатся: Эрастил, Горум, Гозрей, Фаразма, Саренрей, Шелин (богиня любви). Мы уже про всех упомянули – разве что Шелин (богиня искусства) стала ее врагом из-за истории с попыткой переманить богиню Надери на свою сторону. Надери – младшая богиня трагической любви, ученица Шелин – заинтересовалась Урагатоа, поскольку та верит, что любовь сильнее смерти (вот такой парадокс: богиня смерти хочет заполучить богиню любви, чтобы доказать: даже любовь должна жить вечно, пусть и в виде призрака). Шелин, конечно, возмутилась вмешательством Урагатоа в свои сферы, так Урагатоа нажила себе еще одного врага.

Если обобщить, в Pathfinder 2E Урагатоа осталась все той же Бледной Принцессой, но нам показали ее в новых ракурсах: как коварного интригана на божественной сцене, как участницу вечных переговоров с тьмой. И механически, и сюжетно она остается одним из самых ярких антагонистов для отрядов искателей приключений.

Интересные факты и темные тайны Урагатоа

Напоследок, соберем несколько малоизвестных или любопытных деталей об этой богине:

  • Урагатоа ненавидит калистрианцев-прорицателей Калистрада. Есть в Голарионе такая философия – Пророчества Калистрада – чьи последователи верят, что богатство и чистота приходят через строжайшие воздержания (никакого секса, спецдиета без приправ и мяса, белые одежды). Они абсолютная противоположность урагатюанцам. Так вот, Урагатоа буквально жаждет их погубить – она видит в них насмешку над своими идеалами. В некоторых городах, где калистрадианцы имели влияние, внезапно вспыхивали эпидемии чумы… Совпадение?
  • Урагатоа – не только для «злых» кампаний. Парадоксально, но ее культ может играть роль «неоднозначного союзника». Например, в царстве, где бушует демоническая чума, обычные люди могут тайно просить помощи у урагатюанского жреца, ибо тот разбирается в болезнях. Он может помочь остановить демонов, но за это попросит странную плату – скажем, разрешить по окончании кризиса открыть «дом утех» с сомнительной кухней. Таким образом, иногда зло борется с хаосом, давая возможность интересных сюжетов.
  • Связь с богиней вампиров: Помимо демона Кабрири (покровителя гулей), есть демоница Зура – прародительница вампиров. Их культы с Урагатоа то воюют, то дружат. Легенда гласит, что Зура – давняя вампирская королева – пыталась тоже стать богиней нежити, но Урагатоа не дала ей подняться выше демона. Некоторые вампиры до сих пор спорят, кто более достоин поклонения – Зура или Урагатоа. В Шаховни Церберов (вампирском клубе Усталава) это вечный предмет споров.
  • Урагатоа и фермерство: Казалось бы, что может быть противоречивее? Но есть племена людоедов (например, кабото из Затопленных Земель), которые включили Урагатоа в пантеон «трех утоляющих». Они просят ее насытить землю… трупами. Да, эти дикари верят, что если похоронить много людей в поле, урожай вырастет обильный. И знаете, что самое страшное? Редкий раз это срабатывало – видимо, Урагатоа действительно благословляла почву через смерть.
  • Живые, поклоняющиеся мертвой богине, чтобы остаться живыми – звучит как парадокс, но примеры есть: многие живые граждане Геба (не нежить) тоже поклоняются Урагатоа. Почему? Они живут бок о бок с вампирами и зомби, и смертная жизнь в Гебе может быть короткой. Они рассуждают: лучше уж сразу дружить с богиней нежити, вдруг потом помогут перевоплотиться. Да и пока жив – почему бы не наслаждаться всласть, ведь вокруг и так царство мертвых, долгую жизнь никто не обещает. Вот такой прагматичный гедонизм.
  • Священные тексты культа полны кулинарных аллюзий. Например, обеты монахов Урагатоа называют Диета Жизни, а в их молитвах говорится «утоли свой голод» куда чаще, чем «вознеси дух». Некоторые переводчики шутят, что книга Serving Your Hunger читается как смесь поваренной книги и пособия некроманта. Кое-где ее так и прячут – на полке с поваренными книгами, под видом трактата о специях.
  • Почему муха, а не мотылек? Некогда разработчикам задавали вопрос: в текстах говорится «символ – череп с крыльями, как бражник (Night Moth)», но в иллюстрациях всюду муха. Где правда? Один из авторов лора ответил: мол, внутри мира разнятся интерпретации – кто-то считает символом Урагатоа мотылька смерти (как на известной картинке), а кто-то – именно мухой. В итоге муха победила, но небольшие секты до сих пор рисуют бабочку с черепом.
  • Праздник Последнего Угощения (Last Feast) – раз в несколько лет культы Урагатоа устраивают грандиозный совместный ритуал. По тайной переписке они соглашаются в полнолуние определенного месяца всем вместе провести одновременные пиршества и жертвоприношения, посвященные богине. Цель – в буквальном смысле насытить Урагатоа, устроив резню и застолья синхронно по всему миру. Говорят, во время такого праздника темнеют небеса и начинается дождь из пепла – знак, что Урагатоа обратила внимание на пир своих верных подданых. К счастью, организовать сразу много сект на единую дату сложно, поэтому подобное событие – редкость.

Заключение

Урагатоа, Бледная Принцесса, – один из самых мрачных и притягательных образов вселенной Pathfinder. Ее история – предупреждение о цене бессмертия и неудержимых желаний, а ее культ – изнанка общества, где страх смерти сталкивается с жаждой жизни без ограничений. Урагатоа напоминает нам, что в каждом живет искра жадности и страха, и стоит этой искре разгореться – тень Бледной Принцессы уже рядом, протягивая кубок с ядом и предлагает поцелуй вечной ночи.

Однако вместе с тем истории про Урагатоа учат ценить естественный ход жизни, осознавать важность баланса и последствий. Да, ее соблазны сильны, но герои Голариона раз за разом доказывают: никакая нежить не сравнится с живым сердцем, бьющимся ради друзей и света. Так что, если вы окажетесь в таверне и вдруг подсядет незнакомец, предлагающий эликсир «от всех болезней и смерти», – улыбнитесь и вежливо откажите. Скорее всего, это приглашение на пир к Урагатоа – а за таким приглашением следует лишь тьма.

Отправляясь дальше по дорогам Голариона, стоит помнить эти уроки – наслаждаться жизнью, но не ценой чужой смерти. И тогда ни одна тень Урагатоа не омрачит наш путь. Впрочем, окончательный выбор всегда за вами... 😼